Среда, 08.05.2024, 14:55
Приветствую Вас Гость RSS
Мой сайт
ГлавнаяРегистрацияВход
Меню сайта
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2016 » Январь » 15 » Узкоколейные железные дороги Смоленской области
11:26
Узкоколейные железные дороги Смоленской области





Узкоколейная железная дорога Баскаковка — Новомилятино — Милятино — Чипляево. Начальный пункт — посёлок Баскаковка, расположенный вблизи станции Баскаковка на железнодорожной линии Вязьма — Занозная.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1986 году.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1941 году

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1986 году (разобранные участки обозначены прерывистыми красными линиями)

История развития узкоколейных железных дорог в нынешнем Угранском районе Смоленской области началась со строительства узкоколейной железной дороги Чипляево — Милятино (ныне — территория Спас-Деменского района Калужской области). Она связала станцию Чипляево на Смоленско-Данковской железнодорожной линии с Милятинской фабрикой обёрточной бумаги (позднее — бумажным заводом). Линия Чипляево — Милятино была открыта не позднее 1910 года.


Цитата из материала «Чипляево (описание станций РУЖД и их окрестностей)» (http://ruzgd.ru/chiplyaevo.shtml):

Чипляево расположено на 143 версте от Смоленска, в Мосальском уезде.

...

В районе станции находится имение княгини 3.Н. Юсуповой, графини Сумароковой-Эльстон, занимающее 19000 десятин. В имении при селе Милятино, в 16 верстах от станции, — лесопильный завод и фабрика оберточной бумаги; перерабатывается на бумагу еловый лист, в количестве до 1000 кубических саженей в год. Фабрика эта соединена со станцией Чипляево узкоколейным рельсовым путем.

...

В 1911 году со станции Чипляево отправлено 9600 пассажиров и 485 тысяч пудов грузов; прибыло грузов 203 тысячи пудов. Преобладали в отправлении лесные материалы, оберточная бумага, картон и щепной товар, а в прибытии — хлебные грузы.

http://ruzgd.ru/il/i_221_s.jpg — «путь на бумажную фабрику княгини Юсуповой, графини Сумароковой-Эльстон от станции Чипляево»



По информации от И. Некрасова, позднее (ориентировочно в 1920-х годах) линия узкоколейной железной дороги была продлена от Милятинской фабрики до посёлка Новомилятино (первоначальное название Файерн), где был построен фанерный завод.

В 1933 году была введена в эксплуатацию магистральная железнодорожная линия широкой колеи Вязьма — Занозная — Фаянсовая. Новая железная дорога в двух местах пересекла трассу узкоколейной железной дороги Чипляево — Милятино — Новомилятино: первое пересечение находилось вблизи населённого пункта Куземки, второе — вблизи Новомилятино.

Наличие одноуровневых пересечений узкоколейной железной дороги с магистральной железнодорожной линией сочли неприемлемым. Поэтому вскоре участок Чипляево — Милятино был разобран, взамен была построена короткая ветвь до новой станции Милятинский Завод, где появился перегрузочный пункт. Участок узкоколейной железной дороги вблизи Новомилятино также был разобран, взамент была построена линия протяжённостью 4 километра, пролегающая параллельно широкой колее до станции Баскаковка, и линия Баскаковка — Новомилятино. В Баскаковке появилось разноуровневое пересечение путей широкой и узкой колеи. Были построены лесовозные линии, ведущие от посёлка Баскаковка в восточном и северо-восточном направлениях.

В районе села Калугово и озера Бездон в 1930-х годах началась массовая разработка торфа. Посёлок, в котором проживали торфозаготовители, находился на берегу озера Бездон. К торфоразработкам была подведена линия узкоколейной железной дороги. Торф использовался на Милятинском бумажном заводе и Новомилятинском фанерном заводе, перегружался в вагоны широкой колеи на станции Милятинский Завод.

В период Великой Отечественной войны узкоколейная железная дорога подверглась разрушению, после войны многие участки не восстанавливались. По неподтверждённым данным, был восстановлен только участок Баскаковка — Новомилятино и лесовозные линии к востоку от Баскаковки.

Участки, расположенные к востоку от Баскаковки, относились к Баскаковскому лесопункту Угранского леспромхоза и носили официальное название «Баскаковская узкоколейная железная дорога». Достоверными сведениями о принадлежности участка Баскаковка — Новомилятино автор не располагает (возможно, он принадлежал фанерному заводу).

Калуговское торфопредприятие в послевоенное время создавалось заново. Посёлок торфопредприятия был построен на новом месте, новые линии торфовозной узкоколейной железной дороги были проложены в стороне от старых.

В 1970-х годах последние линии узкоколейной железной дороги, находившиеся вблизи Баскаковки, были окончательно разобраны. Участок Баскаковка — Новомилятино был заменён подъездным путём широкой колеи, обслуживавшим фанерный завод. В 1990-х годах, после остановки завода, подъездной путь был разобран.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога Калуговского торфопредприятия. Начальный пункт — посёлок Калуговский.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1986 году.
«Довоенные» линии узкоколейных железных дорог обозначены красным цветом.

Калуговское торфопредприятие находится в посёлке Калуговский. Посёлок Калуговский является частью Мосальского района Калужской области, однако на всех известных топографических картах обозначен как находящийся в Угранском районе Смоленской области. Поэтому автор вынужден отнести данную узкоколейную железную дорогу к числу узкоколейных железных дорог Смоленской области.

Информация, касающаяся истории данной узкоколейной железной дороги, получена в основном от исследователя железных дорог С. Костыгова. Материал С. Костыгова, посвящённый истории узкоколейной железной дороги: http://www.pereyezd.ru/print.php?type=A&item_id=27

Добыча торфа на торфомассиве вблизи Села Калугово была начата в 1930-е годы, тогда же были построены линии узкоколейной железной дороги, составлявшие часть сети узкоколейных железных дорог Баскаковка — Новомилятино — Милятино — Чипляево, и посёлок на берегу озера Бездон (на карте, изданной в 1941 году, подписан как «Торфоразработки»).

После Великой Отечественной войны торфопредприятие и узкоколейную железную дорогу пришлось создавать заново. Центральный посёлок торфопредприятия, существующий в настоящее время под названием Калуговский, был построен в 3 километров к северо-западу от старого посёлка.

В 1950 году Калуговское торфопредприятие начало добычу торфа. Вскоре была открыта новая узкоколейная железная дорога, соединившая посёлок Калуговский с торфомассивом и со станцией (бывшим разъездом) Завальный на железнодорожной линии Вязьма — Занозная.

Первоначально на узкоколейной железной дороге работали мотовозы МУЗ4, СЭП, затем — мотовозы МД54-4, позднее — ЭСУ1А и ЭСУ2А. Механизированного торфоперегруза в Завальном не было, торф загружался в вагоны широкой колеи из штабеля с помощью крана.

Осенью 1993 года в Завальный прибыл последний состав с торфом. С этого времени движения по узкоколейной железной дороге не было. В течение нескольких последующих лет она была полностью разобрана.

По состоянию на 2000 год, в посёлке Калуговский оставались разграбленные самоходные электростанции (мотовозы) ЭСУ1А и ЭСУ2А. На месте «довоенного» посёлка, находившегося на берегу озера Бездон, располагалась охотничья база «Зайцева Гора».



__________________________________________________________________________________________________




Вертеховская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Вертехово, расположенный вблизи остановочного пункта (бывшей станции) Вертехово на железнодорожной линии Вязьма — Занозная.

Две судьбы. Алапаевская и Белорецкая узкоколейки | НАШ УРАЛ

Сначала поговорим об Алапаевской узкоколейной железной дороге (АУЖД).
... Строительство дороги осуществлялось силами крестьян из окрестных ...
http://nashural.ru/Goroda_i_sela/dve-sudbi.htm


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1986 году (наненесена условно).

По информации от Р. Молочникова, Вертеховская узкоколейная железная дорога была лесовозной, относилась к Вертеховскому лесопункту Угранского леспромхоза. По неподтверждённым данным, узкоколейная железная дорога была построена в период временной оккупации этой территории (ориентировочно в 1942 году) для нужд германской армии, на строительстве использовался труд военнопленных.

После войны узкоколейная железная дорога была восстановлена и использовалась для вывоза леса. Узкоколейная железная дорога была разобрана в 1951 году.

В 2003 (?) году Р. Молочниковым был совершён поход по линии разобранной узкоколейной железной дороги. Как выяснилось, магистраль была идеально прямой, вела от Вертехово строго в восточном направлении. В 13 километрах от Вертехово сохранялись остатки лагпункта, где когда-то содержались заключённые-лесозаготовители. Трасса узкоколейной железной была сильно заросшей и проходилась с большим трудом.



__________________________________________________________________________________________________




Военно-полевая узкоколейная железная дорога Дебрянский — окрестности села Всходы. Начальный пункт — разъезд Дебрянский, расположенный на железнодорожной линии Вязьма — Занозная.


Узкоколейная железная дорога на оперативной карте
германской армии, составленной 19.08.1944.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:500 000,
изданной в 1985 году (нанесена условно).

История выксунской узкоколейки

Интересен тот факт, что рельсовые дороги в Выксе стали строить ещё в
первой ... Дальнейшее освоение узкоколейной железной дороги привело ...
http://www.uzd.wyksa.ru/

Эта узкоколейная железная дорога была построена весной 1943 года силами советских войск с целью доставки оружия и боеприпасов к линии фронта. Использовались материалы верхнего строения пути, взятые на неустановленной лесовозной узкоколейной железной дороге.


Цитата из произведения «Товарищи в борьбе», автор — С. Г. Поплавский (http://victory.mil.ru/lib/books/memo/poplavsky_sg/04.html):

12 марта 1943 года была освобождена Вязьма.

...

Гитлеровское командование, создавая оборонительный рубеж, не без основания опасалось прорыва наших войск к Смоленску. И это опасение в конечном счете оправдалось. Но весной 1943 года у нас не хватало для прорыва ни сил, ни средств. Следовало прежде всего подтянуть тылы. Дело в том, что в результате дружного таяния снегов торфяная почва превратилась в зыбь, через которую не могли пройти ни повозки, ни машины, ни даже танки.

...

И все же как-то надо было выходить из положения. Я собрал начальников служб дивизии и командиров частей. Было решено проложить своими силами железнодорожную узкоколейку и обеспечить по ней подвоз боеприпасов, оружия и продовольствия. Для строительства путей использовались рельсы и шпалы, штабеля которых сохранились и были обнаружены в лесах: когда-то тут велись лесоразработки, действовала узкоколейная дорога.



По информации от Р. Молочникова, на узкоколейной железной дороге работали паровозы. Конечный пункт узкоколейной железной дороги неизвестен (возможно, она вела в направлении станции Павлиново на железнодорожной линии Духовская — Занозная).

Узкоколейная железная дорога проработала несколько месяцев и была разобрана после того, как в районе её местонахождения закончились боевые действия.



__________________________________________________________________________________________________




Военно-полевая узкоколейная железная дорога Волоста-Пятница — Знаменка — Юхнов. Начальный пункт — станция Волоста-Пятница, расположенная на железнодорожной линии Вязьма — Занозная.

Особенности проектирования и строительства лесовозных ...

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА ЛЕСОВОЗНЫХ
УЗКОКОЛЕЙНЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ. 12.1. Особенности, значение и ...
http://zaoganimed.com/trnsprt/transport-0267.html


Узкоколейная железная дорога на оперативной карте
германской армии, составленной 12.11.1943.

Узкоколейная железная дорога была построена в период временной оккупации территории Смоленской области для нужд германской армии. Ориентировочный период начала строительства — лето 1942 года. Ширина колеи данной узкоколейной железной дороги (как и большинства военно-полевых узкоколейных железных дорог, построенных для нужд германской армии) — 600 мм.


Цитата из произведения «Я — истребитель», автор — Г. Н. Захаров (http://victory.mil.ru/lib/books/memo/zaharov/05.html):

Ануфриев долго летал над районами, примыкающими к Юхнову, но ничего подозрительного не видел. Разведчик был терпелив и вот заметил легкий дымок. Сам по себе этот дымок еще не говорил ни о чём существенном. Это мог быть какой-нибудь костёр, могла дымить крестьянская печь, но Ануфриеву показалось, что местоположение дымка меняется. Не быстро, но меняется. Это было странным. Так мог дымить паровоз, но в районе, над которым кружил разведчик, не было железных дорог. Ануфриев находился на большой высоте и, обманув воздушные патрули противника, нырнул в облака, снизился и прошёл над лесом. Теперь лётчик ясно увидел паровоз, который неторопливо тащил за собой вагонетки.

Так была обнаружена построенная немцами узкоколейка Вязьма — Знаменка — Юхнов. По ней противник скрытно перебрасывал к фронту свои войска. После разведки Ануфриева узкоколейка неоднократно подвергалась бомбардировочным ударам нашей авиации.



Узкоколейная железная дорога была разрушена в ходе освободительных боёв весной 1943 года. Скорее всего, после войны узкоколейная железная дорога не восстанавливалась.






infojd.ru
Просмотров: 1481 | Добавил: obacce | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Январь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz