Четверг, 21.11.2024, 19:34
Приветствую Вас Гость RSS
Мой сайт
ГлавнаяРегистрацияВход
Меню сайта
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2015 » Сентябрь » 6 » Узкоколейные железные дороги Кировской области
21:20
Узкоколейные железные дороги Кировской области





Илекская и Перервинская узкоколейные железные дороги. Начальные пункты — посёлки Чус и Курья, расположенные вблизи правого берега реки Кама.


Илекская и Перервинская узкоколейные железные дороги на топографической
карте масштаба 1:1 000 000, изданной в 1988 году.

Илекская и Перервинская узкоколейные железные дороги на топографической карте масштаба 1:500 000, изданной в 1988 году

Илекская и Перервинская узкоколейные железные дороги на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1986 году

Илекская и Перервинская узкоколейные железные дороги на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1972 году (западная часть), 1975 году (центральная часть), 1962 году (восточная часть)

Начальным пунктом Илекской узкоколейной железной дороги являлся посёлок Чус, расположенный на вблизи правого берега реки Камы. Начальным пунктом Перервинской узкоколейной железной дороги являлся посёлок Курья (на топографических картах чаще всего обозначен как Камский), расположенный вблизи правого берега реки Камы, приблизительно в 50 километрах севернее Чуса. На протяжении длительного времени узкоколейные железные дороги работали в виде единой сети.

По информации от П. Кашина, первый участок узкоколейной железной дороги вблизи посёлка Курья (Камский) был построен в 1949 году. Узкоколейная железная дорога принадлежала Перервинскому леспромхозу. Первоначально она носила официальное название «Скачковская узкоколейная железная дорога», происходившее от соседнего с Курьёй посёлка Скачок. В 1960 году было присвоено другое название — Перервинская узкоколейная железная дорога.

Илекская узкоколейная железная дорога (начальный пункт — посёлок Чус) была основан в близкий период времени. Владельцем этой узкоколейной железной дороги был Кайский леспромхоз.

Приблизительно в 1960 году Илекская и Перервинская узкоколейная железная дорога были соединены. Появилась возможность проезда по железной дороге из Чуса в Курью, что улучшило условия жизни в отдалённом посёлке Курья, не имевшем автомобильного сообщения (в Чусе автодорога к тому времени была). По маршруту Чус — Курья регулярно курсировал пассажирский поезд.

На Перервинской узкоколейной железной дороге существовал лесной посёлок Жекан (выселен в 1975 году) и значительное число вахтовых лесных посёлков, в которых проживали «вздымщики» — заготовители живицы (сосновой смолы). Заготовка живицы, наравне с заготовкой леса, в этом районе имела массовое распространение.

По утверждению П. Кашина, приблизительно в 1975 году Илекская узкоколейная железная дорога, пролегающая от посёлка Чус в восточном направлении, была разобрана. С этого времени действовала только Перервинская узкоколейная железная дорога (от посёлка Курья на юг). Протяжённость магистрали составляла 22 километра, остальное было разобрано.

В 1980-х годах лесопункт в Курье постепенно переводился на автомобильную вывозку. После 1985 года регулярный вывоз леса по узкоколейной железной дороге был прекращён, с этого времени он производился лишь в период распутицы, когда становилось проблематичным движение автомобилей-лесовозов. В 1990 году последний участок узкоколейной железной дороги был разобран. Один из тепловозов ТУ6А был перевезён на Христофоровскую узкоколейную железную дорогу.

В августе 2007 года в Чусе и Курье побывали исследователи железных дорог П. Кашин и С. Костыгов. По информации от П. Кашина, в Курье сохранялась кабина мотовоза МД54-4, лежавшая на берегу Камы. В Чусе никакой подвижной состав узкоколейной железной дороги не сохранился.



__________________________________________________________________________________________________




Ожмеговская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Ожмегово, расположенный на правом берегу реки Кама.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:500 000, изданной в 1988 году.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1986 году

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1972 году

Ожмеговская узкоколейная железная дорога была лесовозной, «сплавной», принадлежала Кайскому леспромхозу. Согласно отчётам бывшего Министерства лесной промышленности, первый участок узкоколейной железной дороги был открыт в 1952 году.

Протяжённость линий узкоколейной железной дороги на пике её развития составляла не менее 70 километров. На линиях узкоколейной железной дороги находилось несколько вахтовых посёлков (Князевка, Дальний Кым и другие). Посёлки были предназначены для временного проживания рабочих-вздымщиков (заготовителей живицы).

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации — 1970-е годы.



__________________________________________________________________________________________________




Тупрунская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Тупрунка, расположенный на правом берегу реки Кама.


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической
карте масштаба 1:200 000, изданной в 1966 году.


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической
карте масштаба 1:100 000, изданной в 1994 году.

По информации от П. Кашина, Тупрунская узкоколейная железная дорога принадлежала Перервинскому леспромхозу. Строительство узкоколейной железной дороги началось ориентировочно в 1962 году. Было проложено 9 километров пути. При строительстве использовался по меньшей мере один мотовоз МД54-4.

В процессе строительства было принято решение об отказе от узкоколейной железной дороги и переходе на автомобильный вывоз леса. Недостроенная узкоколейная железная дорога была полностью разобрана. Мотовоз МД54-4 был перевезён на Перервинскую узкоколейную железную дорогу, начальным пунктом которой являлся соседний посёлок Курья (Камский).



__________________________________________________________________________________________________




Усть-Порышская (?) узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — нижний склад в окрестностях посёлка Усть-Порыш, расположенного вблизи левого берега реки Кама.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1966 году.

Единственным источником информации об этой узкоколейной железной дороге является топографическая карта масштаба 1:200 000, изданная в 1966 году. Возможно, узкоколейная железная дорога принадлежала Перервинскому леспромхозу.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации — 1970-е годы.

На топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1994 году, никаких обозначений разобранной узкоколейной железной дороги по данному направлению нет.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога в посёлке Сосновка I. Начальный пункт — посёлок Сосновка I.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:500 000,
изданной в 1975 году (северная часть), 1988 году (южная часть).

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1966 году (северная часть), 1986 году (южная часть)

Эта узкоколейная железная дорога была лесовозной, находилась в ведении исправительно-трудового учреждения. Начальный пункт узкоколейной железной дороги, посёлок Сосновка I, был связан ветвью широкой колеи со станцией Раздельная Гайно-Кайской железной дороги.

Протяжённость магистрали узкоколейной железной дороги, согласно топографическим картам, составляла около 30 километров.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации — начало 1990-х годов. Позднее посёлок Сосновка I был ликвидирован, ведущая к нему ветвь широкой колеи была разобрана.



__________________________________________________________________________________________________




Созимская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Созимский, расположенный у станции Заводская Гайно-Кайской железной дороги.

По состоянию на 2008 год, узкоколейная железная дорога действует.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога Дымного торфопредприятия. Начальный пункт — посёлок Светлополянск, расположенный у станции Светлополянск на железнодорожной линии Яр — Верхнекамская.

По состоянию на 2008 год, узкоколейная железная дорога действует.



__________________________________________________________________________________________________


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1962 году.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1986 году.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1986 году (увеличенный фрагмент)

Верхнекамский фосфоритный рудник на протяжении длительного времени являлся главным предприятием Верхнекамского района Кировской области. Рудник производит добычу фосфоритной руды открытым способом.

По информации от исследователя железных дорог П. Кашина, узкоколейная железная дорога на Верхнекамском фосфоритном руднике был открыта в 1915 году — задолго до появления в этом районе железной дороги широкой колеи. Предположительно, в то время она вела к пристани на берегу реки Камы, от которой фосфоритная руда транспортировалась водным путём.

В 1930-х годах была открыта железнодорожная линия широкой колеи от станции Яр до фосфоритного рудника. С этого времени продукция рудника стала транспортироваться по железной дороге. Вблизи посёлка Рудничный было построено разноуровневое пересечение железнодорожных линий широкой и узкой колеи.

Наивысшего развития узкоколейная железная дорога достигла в начале 1980-х годов. В то время её протяжённость составляла не менее 40 километров.

В 1980-х годах было принято решение о реконструкции узкоколейной железной дороги на стандартную колею 1520 мм. По информации от П. Кашина, работы по реконструкции на широкую колею были завершены в 1987 году. Почти все работавшие на узкоколейной железной дороге тепловозы были порезаны либо переданы на другие узкоколейные железные дороги.

По состоянию на 2003 год (информация от П. Кашина), Верхнекамский фосфоритный рудник практически не работал. На железнодорожной линии широкой колеи, принадлежащей руднику, имелся один узкоколейный тепловоз, приспособленный для работы на путях широкой колеи — ТУ7-1336, и значительное число ширококолейных тепловозов (ТГМ4, ТГМ40 и другие).

По состоянию на май 2008 года, Верхнекамский фосфоритный рудник почти не работал. Принадлежащая руднику железнодорожная линия широкой колеи, ведущая на карьеры, расположенные к юго-западу от посёлка Рудничный, не действовала, но не была разобрана.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога в окрестностях посёлка Брусничный. Начальный пункт — посёлок Брусничный (не существует с 1970-х годов).


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000,
изданной в 1962 году (восточная часть), 1967 году (западная часть).
Обозначена только в восточной части.


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте
масштаба 1:200 000, изданной в 1986 году.

Единственный источник информации об этой узкоколейной железной дороге — топографическая карта масштаба 1:100 000, изданная в 1962 году. Узкоколейная железная дорога являлась лесовозной. Протяжённость узкоколейной железной дороги, согласно карте, составляла около 8 километров.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации: 1960-е годы.



__________________________________________________________________________________________________




Лоевская (?) узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Лоевка (не существует с 1970-х годов).


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1967 году.


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте
масштаба 1:200 000, изданной в 1986 году.

Единственный источник информации об этой узкоколейной железной дороге — топографическая карта масштаба 1:100 000, изданная в 1967 году. Узкоколейная железная дорога являлась лесовозной, «сплавной». Протяжённость узкоколейной железной дороги, согласно карте, составляла около 20 километров.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации: 1970-е годы. Одновременно с узкоколейной железной дорогой был ликвидирован посёлок Лоевка.






infojd.ru
Просмотров: 1064 | Добавил: obacce | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Сентябрь 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz