ТУННЕЛИ ПОД ТЕМЗОЙ
Было подсчитано, что под водами Темзы проложено более 20 туннелей, что делает ее первой по этому показателю в ряду рек мировых столиц. Помимо трех неиспользуемых метротуннелей и двух кабельных туннелей почтового ведомства, о которых уже упоминалось, существует девять туннелей подземки, восемь туннелей подземных коммуникаций, три автомобильных и два пешеходных туннеля. Туннели линий метро, автомобильные и пешеходные относительно хорошо известны; технические туннели, не доступные для посторонних, практически неизвестны.
Технические туннели, проложенные под Темзой в промежутке между Барнсом и Хаммерсмитом на западе и Вулиджем на востоке, заняты преимущественно водопроводными магистралями и электрическими кабелями. Наибольший исторический интерес представляет туннель Tower Subway, протянувшийся от плошали Тауэр-Хилл (Tower Hill) рядом с Тауэром до Вайн-лейн (Vine Lane) и Тули-стрит (Tooley Street) на противоположной стороне реки. Открытый в 1870 г., он изначально предназначался для пересечения Темзы людьми, сначала в 12-местных вагончиках фуникулера, позже пешком. После открытия в 1896 г. Тауэрского моста туннель был закрыт для публики и больше не открывался. До 70-х годов прошлого века Tower Subway использовался «London Hydraulic Power Company» для ее коммуникаций. Сегодня туннель принадлежит «Cable and Wireless Communications» и является единственным частным туннелем под Темзой. По нему проложены линии кабельного телевидения и телефонной связи, водопроводные магистрали. Диаметр туннеля 2 м.
Компания "Туризм Лондон" предлагает Вам открыть для себя Замки Тракуэйр, Абботсфорд.
ТУННЕЛИ СИСТЕМЫ ГОРОДСКИХ КОММУНИКАЦИЙ ЛОНДОНА
Коммунальные службы всегда активно осваивали пространство под городом, во-первых, потому что земля защищает их трубы и кабели, а во- вторых, поскольку на поверхности для их коммуникаций нет места. Большинство сетей используют специально прорытые каналы и траншеи, и кроме того, под лондонскими улицами есть несколько специально проложенных сервисных туннелей, позволяющих ремонтировать и обслуживать подземные коммуникации, не вскрывая городские мостовые и тротуары. Всего под Лондоном около 19 км технических туннелей, и находятся они главным образом под Вест-Эндом, Сити и районом Лондонских доков. Основная система лучами расходится от Пиккадилли-сёркус (Piccadilly Circus) к Трафальгарской площади (Trafalgar Square), Шафтсбери-авеню (Shaftesbury Avenue), Риджент-стрит (Regent Street), Чаринг-Кросс-роуд (Charing Cross Road) и Холборн (Holborn). Один туннель имеется в районе виадука Холборн, еще один — севернее Лондонского моста в районе Артур-стрит (Arthur Street).
Есть также малоизвестный туннель под поместьем «Кенсингтон-Корт» (Kensington Court estate) на западе Лондона. Самый длинный — тот, что проложен вдоль набережной Виктории (Embankment). Он протянулся от здания парламента до моста Блэкфрайарс, у которого поворачивает на север, к Банку Англии. Вход в туннель имеется в основании статуи Боадицеи на Вестминстерском мосту. Большинство из этих туннелей, предназначенных преимущественно для размещения ветвящихся газовых и водопроводных магистралей, было проложено в рамках проектов совершенствования системы городских улиц, реализовывавшихся в викторианскую эпоху.
Старейший, под Гаррик-стрит (Garrick Street) в Ковент-Гарден, был построен в 1861 г. Гораздо более современный — кольцевой туннель, сооруженный под Оксфорд-стрит (Oxford Street) в 1968 г. для коммуникаций, перемещенных при модернизации станции метро «Oxford Circus». На поверхности признаки существования этого туннеля отсутствуют, тогда как маршруты более старых туннелей часто отмечены длинными и широкими прямоугольными решетками на тротуарах, через которые под землю спускали тяжелые чугунные трубы. Некоторые из этих труб диаметром 1 м по-прежнему в отличном состоянии. Одна из новейших подземных технических систем Лондона представлена комплексом туннелей, проложенных под Людгейт-Хилл (Ludgate Hill) вблизи собора Св. Павла в 1992 г. в связи с увеличением глубины заложения железнодорожного туннеля Snow Hill.