Вторник, 30.04.2024, 00:53
Приветствую Вас Гость RSS
Мой сайт
ГлавнаяРегистрацияВход
Меню сайта
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2016 » Июнь » 25 » По Апшеронской узкоколейке - Вольностранствующий транспортный фотограф
04:12
По Апшеронской узкоколейке - Вольностранствующий транспортный фотограф

По Апшеронской узкоколейке

Специальный репортаж Владимира Буракшаева, при участии Сергея Кривова. Фотографии – Владимира Буракшаева. 

Существование изолированных населенных пунктов на Русском Севере или в Сибири ни для кого не секрет. Автозимники, реки и малая авиация связывают их с «большой землей». Именно транспорт помогает людям выживать. В другом конце страны – на юге, у подножия Кавказа есть несколько лесных поселков, возникших посреди гор. Единственное средство сообщения с ними – узкоколейный поезд - «матрица», курсирующий челноком один – два раза в день. 

Горная узкоколейка, построенная заключенными 1930-х годов, начинается в Апшеронске, где в свое время был основан леспромхоз. Главное назначение линии – вывоз древесины, преимущественно ценных пород. Для обслуживания подвижного состава рядом с управлением построено локомотивное депо. Основная линия – шестьдесят километров – тянулась от райцентра через станцию Самурская к поселку Отдаленный (остановка Шпалорез). От Самурской через Гуамское ущелье уходило ответвление в Мезмай. Наибольшую сложность представляло строительство именно этой ветки, так как трассу железной дороги приходилось прорубать в скале. На обоих направлениях осуществлялось регулярное движение пассажирских поездов. Со временем оказался разобран небольшой участок, уходивший за Шпалорез. Где-то в 80-х, после таяния снега и сильного паводка оказалась размыта и разрушена часть перегона Самурская – Гуамка на дороге в Мезмай. Из-за сильных повреждений, восстанавливать его не стали, но на изолированном участке еще 10 лет продолжал ходить поезд: тепловоз-автомотриса ТУ6П. С распадом союзного государства и сменой курса реформ, все хозяйство начало приходить в упадок. Вместо развалившегося леспромхоза образовалось ООО «Апшеронсклеспром». Уменьшился штат сотрудников. Начались проблемы с финансированием и своевременной выплатой зарплат. Не стало хватать средств на содержание и ремонт пути. Пассажирский состав из классных вагонов в начале 90-х был заменен более дешевой в эксплуатации автомотрисой, созвучно прозванной «матрицей». А почти все разговоры, услышанные от пассажиров, относительно узкоколейки и самого ООО заканчивались одним вздохом: «О-о-о!». Еще несколько лет назад отправиться в Отдаленный можно было из Апшеронска. Рядом с управлением пассажиров встречал небольшой вокзал. Он жив и поныне, но сейчас в нем только частные лавочки, а жители расположенных в лесу сел пол-пути проезжают в сельском автобусе. Последний рейс уходит с автостанции в шесть вечера. Маломестный «ПАЗ» переполнен. Автоматическую дверь с трудом удалось закрыть. На выезде из города в салон не поместился пассажир. « - Куда едешь? - водитель спускается из кабины, - полезай на капот!» Кто-то в дороге выходит, но многие стоят до конца. Через 40 минут въезжаем в поселок Черниговский. Это конечная. Дальше автобусного движения нет. «Матрица» уже ждет. Ждет и тогда, когда автобус опаздывает. Потому, что для большинства пассажиров это единственная возможность к ночи попасть домой. На площади стоят автомобили. Вокзал открыт. Сейчас в нем работает кафе. Пассажиры размещаются в мотрисе, многие садятся в грузовой вагон. Вообще-то он считается багажным, но ехать необходимо всем. Кое-как втискивается со снаряжением группа туристов – байдарочников. Нередко в этом вагоне путешествует по несколько десятков человек. Отправляемся по расписанию - в семь вечера. Пройдя через поселок, въезжаем в зеленый коридор. Впереди – нависшие ветви деревьев и горы. В ущелье слева журчит по камням Пшеха. Мелкая и холодная, как все реки, бегущие с гор. Множество поворотов, выложенных из прямых укороченных рельсовых звеньев, пристыкованных под небольшим углом. В таких местах поезд сбавляет скорость и без того не превышающую 15–ти километров в час. Его все равно кидает. По этой причине проезд на открытой площадке формально в целях безопасности запрещен. Наконец, первая остановка. Рядом ферма. Из людей никого. Машинист начинает обилечивать пассажиров. Сперва в салоне мотрисы, затем заходит в вагон. Воспользовавшись продолжительной стоянкой, многие выходят покурить. Тарифы относительно демократичны (данные в табл.-1). 

10 (40) км -------------------------- 10р. 
Старый Режет --------------------- 12р. 
Кушинка, Режет ------------------ 14р. 
Тубы, Средние Тубы ------------ 19р. 
Верхние Тубы -------------------- 21р. 
Шпалорез (Отдаленный) ------- 22р. 
Таблица-1. Стоимость проезда пассажиров На участке Черниговский – Шпалорез ужд ООО «Апшеронсклеспром» (по состоянию на 1.05.2006 года). 

« - Мы раньше ездили с Апшеронска. Было несколько классных вагонов и тепловоз. Сейчас состояние пути такое, что даже легкую автомотрису лишний раз туда стараются не гонять. Ходит иногда она пустая, когда надо сделать ремонт» - рассказывает машинист Руслан. Грузовик привозит в Черниговский для «матрицы» бочки с топливом. Там ставят их в багажный вапгон. А чтобы не срывать движение из-за поломки еще одна такая же мотриса имеется в апшеронском депо. Раньше поезд обслуживала бригада. На тепловозе был помощник машиниста. По вагонам ходил кондуктор (он же и проводник). Теперь водит «матрицу», следит за посадкой, продает билеты и переводит стрелку сам машинист. Полные бригады остались только на грузовых. Дальше едем в кабине. За очередным поворотом ускоряемся до 40. Проскакиваем деревянные мостики через ручьи. Громко стучат колеса, попадая в большие щели на стыках. Ветки деревьев хлещут по стеклам «матрицы» и стенкам идущего за ней вагона. Вот показался справа лишенный растительности крутой склон. За ним – водопад и мост. Впереди S-образная кривая. Поезд резко замедляет ход. Уклоны в таких местах достигают 35 метров. Место, где лежат рельсы, вырублено в скале. На небольшом участке видно следы подмыва. Железные балки теперь подпирают путь. Кое где под полотном уложены водосточные трубы. При снеготаянии с гор сходят мощные потоки воды. Еще один поворот и видны Волчьи Ворота – большие скалы, круто уходящие вверх. Скорость падает до 5 километров в час. Правая, почти отвесная скала начинается у самой кромки шпал. Левая поднимается за глубоким ущельем, в котором шумит вода. Здесь же два обелиска: «Слава вам, герои!» и «Никто не забыт!». Шестьдесят пять лет назад в этом месте был остановлен враг. Дальше могли пройти если только разведчики. Но при этом, гора отходила к немцам примерно 15 раз! Отобьет наша армия на две недели, как вновь соперник отодвигал рубеж. Рядом – гора Оплепен, известная как «сопка 10/10». Высота более километра. На ее вершине установлена стелла, заметить которую можно по отблескам и только в солнечный день. Поговаривают, в скалах у Волчьих были в войну пещеры. В одной из них сидел наш пулеметчик и до последнего прикрывал уходивших из сел людей. Жители шли в сторону Лазаревского, выстилая себе дорогу из камней. Каждый нес с собой камень, затем укладывал его и продолжал свой путь. В годы сражений узкоколейка имела важное стратегическое значение. Ее охраняли. Военнопленные рубили лес, вручную заталкивали вагоны вверх, а вниз спускали их самокатом. И после войны, срубая деревья, то и дело в стволах находили осколки снарядов. Местному населению дорога память прошлого. Как и везде, жива здесь связь поколений. Шефствует над обелисками расположенная в Черниговском школа. От Волчьих ворот недалеко до Десятого километра. Десятый – если считать от Черниговского; от райцентра он будет сороковой. Маленький поселок, где пустует большинство домов. Огорожен деревянным забором фермерский сенокос. «КамАЗ» с гидроманипулятором грузит в платформы лес. Иногда приезжают рабочие на «пионерке», принадлежащей фермерскому хозяйству. Здесь тоже есть треугольник, за которым начинается ветка в Кушинку, два с половиной километра длиной. После короткой остановки, поезд отправляется по ней, чтоб высадив пассажиров, снова вернуться и продолжить движение на Шпалорез. Грузовой вагон сильно качает. В двух его отделениях как всегда много людей. Канун майских праздников совпал с поминальным днем. Кто-то просто едет на выходные к родне. Несколько человек разместились на сложенных из подручных досок «скамейках». Другие сидят на своих вещах. Остальным приходится ехать стоя. Даже шутят: «скотский вагон». « - И зимой вот так ездим. Со всех щелей дует!» - жалуется народ. Из удобств только подножки; фонарь – и тот единственный на весь вагон. По потолку к нему тянется провод, несущий от тепловоза ток. Увы, другого выхода у пассажиров узкоколейки пока что нет. В маломестную автомотрису даже при большом желании всем не влезть. Альтернативы узкоколейному поезду тоже нет. Теоретически, есть объездная дорога от Черниговского до Кушинки, но пришел в упадок перевал. Теперь там даже пустой лесовоз не пройдет. Подумывали даже о возможном отселении жителей в Апшеронск из-за аварийного состояния автодорог. « - Надо отдать узкоколейку пассажирам, а лес машинами вывозить. Если будут созданы соответствующие условия, мы готовы и больший тариф платить…» - таково мнение кушинцев на этот счет. Поселок Кушинка основан в 1895 году. Среди населения довольно много армян. « - Люди хотят жить там, где родились. Тут похоронены наши родственники. Ездим, рискуя жизнью. В пути бывает несколько сходов. Ждем много часов, пока поставят на рельсы. Я сам могу показать место, где 15 метров пути держат несколько деревянных чапиков! Хотели об этом написать, но многие опасаются, что дорогу просто закроют…» Станция в Кушинке тоже своеобразна. Вместо вокзала – бывший пассажирский вагон. Это «пункт сообщения». Тут и почта, и гостиница, и магазин. Люди приходят к поезду если надо передать что-то родственникам либо знакомым, живущим в другом селе. Разворота никакого нет. На Десятый километр поезд едет вагоном вперед. Начинает быстро темнеть. Прячем аппаратуру, решая продолжить съемку на другой день. « - А вы случайно не террористы?» - пошутил кто-то из оставшихся в вагоне людей. Вообще народ здесь не злобный. « - Мы не против, чтобы к нам приезжали. Места красивые. И для туризма очень хорошо. И вы тоже приезжайте в следующий раз, просто так, отдыхать!» Следующий за Десятым километром поселок Режет. Старое село разместилось на другом берегу реки. Несколько сошедших пассажиров ступают на длинный подвесной мост. Узкоколейка по-прежнему петляет посреди гор. Время от времени встречаются участки отремонтированного полотна. Здесь работала бригада путейцев – три женщины из соседних Туб. За последний год на участке до Нового Режета они сменили 112 шпал. Как и везде, больной вопрос зарплата: за одну шпалу дают 50 рублей. Пассажиры уверяют, якобы был приказ –шпалы до последнего не менять. « - Цена каждой около 100 рублей. Лес рубят, но на продажу, на материал. Берут в основном комли, а верхушки бросают. Так почему из них не сделать шпалы? Вот до чего дошли: живем в лесу и не имеем шпал!» В поселке Новый Режет - самый длинный мост через Пшеху. Два года назад его смыло весенним паводком. Бешеный поток воды сорвал железные листы с водореза, тащил деревья, сломал жилой дом. Жизнь лесных поселков оказалась под угрозой. Пришлось срочно ремонтировать мост. Минувшей зимой движение тоже пришлось останавливать из-за снежных заносов. Привычные плужные снегоочистители не могли убрать с пути весь выпавший снег. Почти два месяца – с января по март не ходил пассажирский поезд. В Отдаленном отменили занятия в школе. В нескольких поселках отключили свет. Местный старожил – пенсионер дядя Коля. Таких как он здесь большинство. Молодежь есть, но кто имеет возможность уезжает в тот же Апшеронск. В лесных поселках больших перспектив нет. Выручает подсобное хозяйство: птицы, корова, свиньи; возле дома фруктовый сад. « - Лес воруют!» – сетует дядя Коля, открывая две банки с соком из собственных яблок и груш. В холодильнике домашнего приготовления сало, творог. Покупают колбасу и хлеб. « - Все же рубят негласно. На машинах вывозят. А ну как недосчитаются, виноват кто? Лесник!…» В деревенском доме с печкой - над кроватью видеомагнитофон. На полке у телевизора - выставлен ряд кассет. Телефонов у жителей пока нет. На весь поселок один единственный радиотелефон. И это роскошь: в других селах на крайний случай имеются только рации. С июля прошлого года закрыта почта – уволилась почтальон. Сейчас идут работы по внедрению сотовой связи. Многие вопросы взяла на себя фирма МТС, но есть заслуги и местных жителей. Вышку ставили в феврале, с помощью вертолета. Монтажников везли в автомашинах, которые на трудном участке дороги тянули трелевщики. В мае все планируется подключить. За Новым Режетом стало темно совсем. В горах ночь наступает раньше. Машинист включил свет. Желтый луч разрезает лес на две части. С двух сторон мелькают черные стволы деревьев. Горы теперь потянулись слева; справа так же в ущелье бежит Пшеха. Кое-где ручайками с гор стекает вода, просачиваясь под полотно. Через километр с небольшим, за поворотом начинаются Вторые Волчьи. Через узкое ущелье в скалах перекинут так называемый Красный мост. Его сваи стоят на свинцовых подушках. Вокруг много камней. Горы все состоят из камней. Вдоль пути то и дело попадаются камни. В каком-то месте один рельс чуть ниже другого. Тепловоз наклоняется. В салоне спокойствие. Пассажиры привычны к экстриму узкоколейки. « - В прошлый год столкновение с дрезиной было. Я как раз впереди ехал» - вспоминает приехавший погостить на праздники Володя из Туапсе. За Вторыми Волчьими два бывших поселка – Яблонский и Нижние Тубы, когда-то стоявших друг против друга по двум берегах реки. Люди давно уехали. Не осталось от них сегодня даже пустых домов. Два других населенных пункта – Средние Тубы и Верхние Тубы – жилые. В Средних Тубах есть фельдшер, один на несколько сел. Он же ведет прием в Отдаленном, специально приезжая туда. Больниц ни в одном из поселков нет. Ближайшая находится в Апшеронске. Если требуется срочная госпитализация, приходится вызывать тепловоз. Пассажирская «матрица» заберет больного в Черниговский и только там передаст прибывшей бригаде врачей. Горы незаметно расступаются. Снова тянется лесной коридор. В ночной темноте по узкоколейке бродят коровы. Услышав шум поезда, спешат отойти с пути. Случаются и выходы лесных зверей. « - Медведя один раз гнал» -вспоминает машинист. Ветка теперь прямая. Параллельно идет грунтовка. Впереди показались огни лесхоза, гаража и мастерских. Только здесь за всю поездку, спеша финишировать, тепловоз развил таки приличную скорость. Тридцатикилометровый маршрут из Черниговского в Отдаленный завершился на окраине поселка у моста через реку. Дальше с пассажирами не едут из-за плохого состояния моста. С некоторых пор он используется лишь для проезда легкой автодрезины, доставляющей продукты в магазин. По нему же проходят немногочисленные машины и мотоциклы, принадлежащие жителям села. Между досок зияют дыры. Идти по мосту в позднее время опасно для всех. Многие пассажиры возят с собой фонарики. Другие, взяв фонарик, специально приходят к «матрице» встречать своих. Нам повезло: сегодня доски сухие и хоть чуть-чуть видны в темноте. Двое парней, промчавшись на мотоциклах, на короткое время осветили фарами путь. Поселок Отдаленный оправдывает свое название. Он наиболее крупный из расположенных по линии лесных сел. В годы Советской власти в нем была построена школа, почта, два магазина; открыт Дом культуры; работала баня, столовая и медпункт. Для работников леспромхоза возведено несколько этажно - квартирных жилых домов. Магазин теперь остался один. Возле него заканчивается узкоколейка, огибая с тыльной стороны полукруг. Во вторник, четверг и субботу из Черниговского дрезина привозит хлеб. Внешне она похожа на приспособленный к движению по рельсам грузовик. Водитель – Федор Московой живет здесь же, в поселке, вместе со своей женой. Семья большая и дружная – 16 человек детей. Старшие уже работают. Младшим до школы надо немного подрасти. Осталась в поселке и школа. Другая есть только в Кушинке, поэтому здесь учатся дети с Режета, Средних и Верхних Туб. Всего учащихся примерно 70 человек. На учебу многим ежедневно приходится ездить «матрицей», так же едут на работу учителя. Поэтому начало занятий в школе согласовано с расписанием узкоколейного поезда. Все уроки начинаются с 10 часов. Перечень изучаемых дисциплин такой же как и везде. Ведется даже иностранный язык. Имеется компьютер – правда, только у директора, всего один. Даже в преклонном возрасте учителя продолжают служить. Два пожилых педагога ведут математику и английский язык. Предметы основные, вот и трудятся, не смотря на возраст. Пока их некому заменить. Построенные в свое время двухэтажные жилые дома уже не являются элементом комфорта. Туалет общий на улице. Отопление отсутствует уже много лет. В ряде квартир установлены печки. Сложены дрова на полу. Дымовые трубы наружу выведены через окно. Даже в некоторых рамах вместо стекол натянули полиэтилен. Из Шпалореза в Черниговский «матрица» уходит в четыре часа утра. Накануне вечером в Тубах заболел человек. Вместо ночевки на треугольнике машинист вынужден делать внеочередной рейс. Успеет вернуться – пассажиры поедут вовремя. Нам тоже предстояло уезжать в этот же день. Без пятнадцати четыре идем сквозь спящий поселок. Пустые улицы. Светятся несколько окон. С большой осторожностью проходим узкоколейный мост. Поезд успел вернуться. В салоне уже девять человек. Все здешние, за исключением двух охотников, приехавших из других мест. Для сельских «матрица» не просто транспортное средство. Это и место встреч. Пока едут, люди общаются, делятся новостями. Дома не тек то много времени для бесед. Разговоры обычные – хозяйство, поросят нечем кормить… Обсуждался и вчерашний случай в Тубах: « - парализовало, говорят кого-то. Взяла «скорая» или нет?». В кабине «матрицы» и дрезины небольшие иконки. « - Надеяться не на кого. Власть нас совсем забыла» - жалуются пассажиры. « - Выезжаем из Черниговского в семь, а уж когда доедем, никто не знает. Так пути два часа выходит, но бывает несколько сходов. И ждем сидим, когда второй тепловоз придет (его гонят из Апшеронска), да когда поднимут… А если поезд с лесом с рельсов сойдет, то вызывают кран. Да что говорить, уж падали – перепадали!» Постепенно выясняется история упавшей лет десять назад с моста в Гуамском ущелье автомотрисы. На этот счет нам сказали две версии. По одной – был графиковый рейс. Везли пассажиров. Шел сильный снег. Начало что-то греться. Пришлось остановиться за мостом. Пока механик набирал воду, «матрица» стала скатываться назад, набрала скорость, упала. Вроде бы обошлось без жертв. По другой версии - начальство решило отдохнуть. Взяли «матрицу», поехали на Гуамку, где было в горах кафе или ресторан. Большинство находилось в салоне, на передней, открытой площадке, вопреки требованиям безопасности, разместилось двое человек. По чьей-то просьбе машинист развил слишком большую скорость и мотриса вылетела с пути. Находившиеся впереди погибли. Остатки машины валяются под мостом до сих пор. Машиниста вроде бы не судили. Каким-то образом дело удалось замять. За день до нашего приезда сошла с рельс грузовая автодрезина. Благо, скорость была небольшой. За короткое время водитель сам поставил ее на путь. Специально для таких случаев всегда в кузове есть домкрат и кусок старого рельса. Рассказывали, под Черниговским опрокинулась как-то и эта «матрица». К счастью никто не пострадал. Путь был изношен, но не было сходов. Вот и не ремонтировали его. Причина одна – нет денег. Нам в свой приезд повезло - вторые сутки ездим без сходов. « - Это исключение!» - раздается в ответ. Въезжаем в Новый Режет. Начало немного светлеть. Пассажиры припали к окнам: смотрят, у кого горит свет. На остановке выходят сразу несколько человек. Прощаясь, желают всем счастливого пути. « - И чтобы Волчьи проехали!» - на ходу бросают они. На подходе к Волчьим Воротам «матрица» всегда тормозит. Проезжать быстро – опасно. На близкие расстояния нередко люди ходят пешком. Но и тут не все просто. В темное время становятся опасны мосты. Про мост в Отдаленном было сказано выше. Другой пример – Красный мост, где Вторые Волчьи, как раз за серединой лишен части перил! Пока доехали до Десятого километра, совсем рассвело. Машинист переводит стрелку и толкает на Кушинку вагон. Там уже ждут. На улице утренний холод, но люди садятся и в грузовой вагон. Примерно через полчаса все выходят в Черниговском. Автобус из Апшеронска уже пришел. Кого-то встречают автомобили. Меньше чем через час, все будем в райцентре. А вечером очень многим вновь предстоит спешить к «матрице», чтобы к ночи попасть домой. Вместо заключения Состояние дорог в районе, увы, плачевное. Из Черниговского в Отдаленный есть 50-ти километровая разбитая гравийка. Но она не захватывает Кушинку и Режет. К 2008 году планируется сделать трассу в Отдаленный через Фишт и даже далее - на Дагомыс. Если эти планы удастся осуществить, узкоколейку, скорее всего, закроют. Ходят разговоры о возможном отселении Кушинки и поселка на 10-м километре. Тогда жителям по-видимому предложат освобожденное жилье в Апшеронске или переехать в другой населенный пункт. А пока на этой печальной ноте приходится завершать репортаж.  



transphoto2007.livejournal.com

Апшеронская узкоколейная железная дорога - Сайт о железной ...

Апшеронская узкоколейная железная дорога является одним из самых
необычных объектов железнодорожного транспорта России. Это последняя
 ...
http://infojd.ru/14/apcheronskuzk.html

Просмотров: 305 | Добавил: obacce | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Июнь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz